Является ли грехом гадание на картах Таро?

Есть ряд вопросов, с которыми приходится сталкиваться человеку, когда речь идет о занятиях магией (системами воздействия на мир, посредством своей воли) и мантикой (гадательными и прорицательными системами). И эти вопросы возникают у него даже не потому, что он сам их себе задает, а потому что они звучат в общественном дискурсе и пытаются привнести в занятие эзотерикой тот демонический характер, о котором нам известно только благодаря конкретным историческим эпизодам/периодам и некоторой моде в массовой культуре на ведьм, колдовство и спорам вокруг полезности этого для подрастающего поколения.

Но людям все равно интересно таинственное, нестандартное, способное качественным образом расширить границы их личной свободы, однако иногда это действительно могут быть области, общественно порицаемые или к которым общество относится со здоровым суеверным страхом. Поэтому о своем увлечении приходится молчать, либо находить ответы на задаваемые большинством обычных людей вопросы. Причем ответ для них, может быть, практически любой, главное, чтобы если они являлись, например, нашими близкими, то он мог бы их успокоить. Самое сложное и главное в этой ситуации – найти ответ на подобный вопрос лично для себя, если он способен вас как-то серьезно затронуть.

В целом, большая часть этих самых вопросов формулируется как:
Греховно ли гадать на Таро?
Можно ли заниматься гаданием?
Можно ли заниматься магией?
Не вредит ли это тебе и людям, которым ты гадаешь?
Не портит ли, не нарушает ли каких-то мировых законов и пр.?

Amazing Star Trails Pictured In The Night Sky

Если вы читали ответ на этот вопрос раньше (если нет, сейчас будет краткий пересказ), то обращали внимание на то, что авторы статей на эзотерических ресурсах, как правило, говорят, что, во-первых, гадать не греховно и в ад вы не попадете, во-вторых, Таро – это не гадание, которое описывается в Библии, как минимум по тому,  первые исторические источники относятся к 15 веку, в-третьих – обычно в таких случаях цитируют соответствующие сроки из Второзакония (18; 9-13) или еще откуда-нибудь, чтобы продемонстрировать общую эрудицию. Вот так, например:

«…не ворожите и не гадайте» (Лев. 19:26);
«…не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это». (Втор. 18:10-12)
“тайны, о которых царь спрашивает, не могут открывать царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели. Но есть на небесах Бог, открывающий тайны” (Дан.2:27)

(Сразу стоит заметить, что прибегание к “библейским аргументам” достаточно неблагодарное занятие как минимум потому, что на основе Ветхого Завета существует одна полноценная религия, а на основе Ветхого и Нового – религия с таким количеством внутренних течений, которым бывает непросто договориться друг с другом даже в каким-то основополагающих постулатах, порождающих их различие.)

Не следует так же забывать, не впадая в огульное отрицание происходящего в Библии, что как раз библейские герои вполне себе общаются с богом через сны, через видения, через черт знает что и узнают свое будущее и у гадателей, не говоря уже о том, что всем известное событие – поклонение волхвов в Новом Завете после появления на небе новой звезды – как-то весьма сложно не назвать как минимум астрологией, например. А фактически такая же прорицательная практика, как и многие другие.

Botticelli_085A.jpg

Таким образом, частично, им удается успокоить религиозные чувства своих читателей и доказать легитимность своей работы, однако, если бы подобные статьи работали, то, вероятнее всего, следовало бы просто дать ссылку на одну из них. Поэтому мы учтем все вышеперечисленное и попробуем посмотреть на этот вопрос просто несколько глубже.

Отчасти разговор пойдет о понимании терминологии, а отчасти о том, что мы сейчас и в дальнейшем будем называть культурной обусловленностью.

Поэтому сразу начнем того, что грехэто понятие христианской культурной традиции и авраамических религий, которое, как правило, ассоциируется с действием или побуждением прямо или косвенно нарушающим религиозные заповеди. Разумеется, в других тоже есть своего рода запреты и представление об этике поведения для представителя религии, но во-первых, нас в большей степени интересует христинство, о котором мы думаем, рассуждая о грехе в первую очередь, во-вторых такого жесткого и карающего характера они не несут примерно во времен весов Маат и “осповеди отрицания”. Т.е. если вы рассуждаете о понятии греха применимо к себе, то вы точно считаете себя христианином, иудеем или мусульманином. (Я прошу извинить представителей последний двух конфессий, но так как я лучше знакома с первой традицией, то рассуждать буду о ней). В случае если это так, то весьма странно, что человек, пребывающий в религиозной традиции, ищет ответа в сетевой статье, написанной не священником или богословом, а эзотериком и психологом. Если вы воцерковленный человек, то мне бы было весьма сложно опровергать любые убеждения, касающиеся греховности гадания, потому что христианская идеология устроена так, что сомнения в ее эффективности уже сами по себе являются грехом, а не частью духовного поиска. Если вы регулярно посещаете церковь и следуете закону божьему (в исполнении какой-то христианской ветви), то вам я просто не рекомендую читать эту статью дальше, потому что она написана не для вас, а для людей, разрешающих терминологические сложности в общении с представителями вашей традиции и своими культурными обусловленностями.

Если же для вас христианство это просто давно привычный, приемлемый, обладающий культурным одобрением и, признаться, совершенно особенной эстетикой интерфейс для общения с силами, которые для вас пока  маркируются как “БОГ”- это уже совсем другая ситуация. Вполне возможно, что вы хотите, чтобы у вас были какие-то индивидуальные отношения с высшими силами, чтобы вы понимали, сами, без каких-то указок и духовных скреп, чего они от вас хотят, как и к чему-то относятся, как вы можете полезно для обеих сторон продуктивно взаимодействовать и чувствовать их присутствие в вашей жизни.  Но надо заметить, что христианство совсем немного это предлагает в своем мистическом филиале – исихазме, а в остальном – только монашеские и социальные формы послушания, что оказывается не очень эффективным с точки зрения своей методологической базы для какой-то духовной работы и здоровой обратной связи. (Надо заметить, что, например, каббала при иудаизме или суфизм при исламе имеют более сложную структуру, хотя, возможно, это просто связано с большей публичностью и более широкой литературной традицией).

В этом случае грех – имеет уже совершенно другое значение. А именно следующее: если заповеди вы и не нарушали, то множественных предписаний, касающихся жизни явно не придерживались. И при этом не считали это греховным. И если вы сталкивались с тем, что видели в своем окружении атеистов, людей, изменяющих своим женам, засматривающимся на симпатичных коллег или завидующих чужому айфону или машине – позвольте мне засомневаться, что вы мысленно обзывали этого человека грешником, только если в счет не шли какие-то дополнительные личные факторы. Подавляющее большинство людей не считает распечатывание литературы по саморазвитию на корпоративном принтере воровством и нарушением 6ой заповеди. Убийство – да, грех, и это легко почувствовать. Но главным образом не из-за страха перед гиеной огненной, а из-за того, что уголовный кодекс имеет намного более скорую систему реагирования, которая у любого социального человека вызывает явно нерелигиозный ужас.

Таким образом, фактический грех является не религиозно-этической категорией, подобной даже не пользуются. Это скорее культурно созданным представлением о морали, о правильном и неправильном, которые имеют общую тенденцию, но меняются по мере развития общества. Взять, например, отношение к гомосексуальности в разных странах. Если некоторое действие делается всеми, или достаточным большиством, то это в лучшем случае может стать общественным порицанием, но чаще, по молчаливой договоренности, считается приемлемым.

0 KUm0kRHDPt9vrTV6.JPG

Откуда же берется идея греховности гадания в нашей культуре? Надо сказать, что это тоже своего рода маркетинговая кампания, которая работает в эзотерике. Никто не станет говорить одинокой женщине, встречающейся с женатым мужчиной, что она грешница. Нет, найдутся люди, которые ее осудят, объясняя это тем, что ей это вернется, или тем нельзя, или – наш лидер необоснованных аргументов – это неправильно. Однако, из-за того, что феминизм процветает и супружеские измены – это сверхканонический повод для анекдотов – на нее уже не станут смотреть как на какого-то общественно опасного человека, подающего негативный пример (особенно в кругу друзей). Но измена – это ещё социально неприемлемая ситуация. Есть, например, наша прекрасная йогическая практика и много людей, которые говорят, что под влиянием занятий и путешествий они стали буддистами. И это обстоятельство, как правило, не вызывает мысли о том, что занимаются каким-то особенным греховным делом. Хотя фактически – это смена религиозной веры. Но как удобно рассуждать об этом культурному наблюдателю – вот, человек здоровьем занимается, зарядку делает, по красивым местам путешествует и на море отдыхает, одевается экзотично и вот какой красивый-загоревший, и мясо даже не ест – вот какой чудо-человек. Передовой, воспитанный, образованный, и скорее всего – душевный. Про тантру знает, показать обещает. Он не грешник – он хипстер и молодец. Таким образом, поддерживая два более широких, гуманистически ориентированных дискурса – феминизма и здорового образа жизни – эти греховные с точки зрения церкви занятия перестают такими выглядеть в глазах большинства людей.

Однако магия не имеет модных, красивых и пригодных для массовой пропаганды взглядов и героев. (Там свои вполне маргинальные при всем своем влиянии легенды типа Калиостро, Папюса, Кроули, Гурджиева, Кастанеды и пр.) Более того, несмотря на возросший интерес к эзотерике и практикам развития сознания, она, в соответствии со своим названием, является как бы закрытой дисциплиной. Не бывает публичной, универсальной эзотерики. Да, есть группа начальных практик на изучение которых может уйти 5-7 лет, которые даже находятся в открытых источниках, но для дальнейшей узкой специализации, практически как в хорошей профессии, нужно примерно столько же времени, которое уже не измеряется прочитанными книгами и проделанными практиками, но и полученным опытом и личными разработками. Остальное является профанацией эзотерических идей. А это значит, что если человек занимается эзотерикой, а вы нет, и вы не принадлежите к одной школе, вы просто об этом можете не узнать. Результаты практики, особенно связанные с индивидуальным развитием – это личная информация, которая остается между человеком и его учителем. Это уникально и конфиденциально. И понятно, что для некоторого общественного сознания, когда оно узнает о возможности какого-то закрытого сообщества, то первая реакция – это страх, вторая – агрессия, а в попытках объяснить эти первые два – начинаются слабые попытки рационализации, которые приводят к выводам вроде того, что это грех. Но не потому что это плохо, а потому что это 1. непонятно, 2. этим не могут заниматься все, а значит не могут, как единое общество, подчиненное общим моральным представлениям, это разделить и обсудить. Хотя фактически библейские запреты по обращению к гадателями волшебникам не входят список заповедей, в отличие от перечисленных выше 1, 2, 7 и 10 заповедей:

(Если что – этих):

1. Я Господь, Бог твой … да не будет у тебя других богов пред лицом моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
7. Не прелюбодействуй.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

А относительно естественного человеческого желания вмешаться в вашу духовную жизнь: вспомните хотя бы тот период жизни личной, когда находились некоторые доброжелатели, которые спрашивали как скоро вы хотите жениться и заводить детей? А приходилось ли вам отказываться пить в компании? Придерживаться какой-нибудь строгой диеты и говорить об этом? И учитывая, как это непросто, понимаете ли вы, как важно иногда бывает скрывать свое увлечение эзотерикой?

o-WOMEN-YOGA-CLASS-facebook

В описываемых выше случаях мы уже говорили о христианстве, как о части мировоззрения, которое по возможности влияет на разные жизненные сферы. И есть те, где оно прочно старается держать свои позиции, и отступает от них с трудом, а есть те, где его присутствие вытесняется другими парадигмами и областями человеческого знания. И в эти сферы могут вписаны концепции, которые за них будут лучше отвечать опираясь на счастье, расширение личных свобод и увеличение возможностей личной реализации, например. Таким образом, если речь идет о вашем здоровье, можно, конечно, рассмотреть это очень по-христиански и решить для себя, что пришедшие болезни (рак, например) – это испытание веры и необходимо мужественно его принять, молясь о силах для преодоления недуга. Однако можно перевести свое здоровье в сферу научной парадигмы, и понять, что некоторые болезни – это вопрос среды и наследственности, что от них существуют лечения и этим лечением по-возможности надо пользоваться. Более того, данные об этом лечении и его статистика могут послужить помощью для других больных с тем же диагнозом. И занимаясь своим лечением вы спасете не только себя, но и других людей, которые возможно будут пользоваться тем же  лекарством и тех, которые благодаря тому, что видят вашу борьбу вдохновятся на то, чтобы не оставлять на волю случая свою возможную болезнь. Таким же образом нашу жизнь наполняет, и интегрируется в необходимые ее части и магическое мировоззрение – в основном там, где оно более необходимо и не противоречит здравому смыслу.

После того, как мы закончили с греховностью, следовало бы сказать о вреде. Это вопрос намного более важный. Магическая среда очень неоднородная и предлагает вещи от совсем невинных, безвредных и в большей степени тратящей время и деньги людей, чем обладающих реальной опасностью. И, если мы говорим, о столкновении с реальными шарлатанами в магической среде (которых, к сожалению, очень много), то там опасность состоит не в магическом воздействии, а больше в психологическом – цель которого ввести в заблуждение и вытянуть из клиента как можно больше денег за работу. Чаще всего последним аргументов в диалоге с мошенниками являются угрозы смерти вроде “если вы этого не сделаете, то скоро умрете”. Обо всем этом можно написать отдельный текст, но наверное главной информацией будет такая: 1. не поддаваться на уговоры. Нормальный практик вас просто оповестит о том, что вам может быть полезным, но никогда не станет навязываться; 2. с серьезными болезнями в первую очередь идти к врачу и не бояться хирургического вмешательства при низких рисках; 3. выбирать специалиста по рекомендации.

Помимо этого есть ряд хороших практик, которые при неосторожном пользовании могут приносить вред, самый ближайший и простой пример этого – вызывательная ритуальная магия. И это, если речь идет о том, что можно найти в открытом доступе. Однако, нормальное обучение магии обычно носит закрытый характер и идет под присмотром учителя, дающего адепту обратную связь. И в таких случаях опасность сведена к минимуму.

Amphitheatrum_sapientiae_aeternae_-_The_cosmic_rose.png

И последнее – не нарушает ли магия некоторых мировых законов, если таковые есть. Надо признать, что некоторые законы есть. И парадокс в том, что нормальная магическая система их как правило не нарушает, а помогает выполнять. То есть по мере посвящения адепта в искусство, он получает некоторое сложное представление о законах тонкого мира, и как только он эти законы узнает и признает – они начинают распространяться на него и действовать. Есть некоторые способы вреда, которые работают на более низких уровнях магической работы у людей с плохой этикой, но на этом этапе у любого человека есть хорошая защита, которая звучит как “надо жить своей жизнью”.

При высокой осознанности и личной силе человеку могут даваться дополнительные ресурсы и возможности для того, чтобы эти законы выполнять и поддерживать, в случае же попыток их обойти и обмануть, он может оказаться наказанным быстрее прочих. Пока вам не понятны эти законы, просто задавайте себе вопрос: сделали бы вы то же самое без магии и посчитали бы вы справедливым это по отношению к себе? В случае возникновения мыслей о привороте, задайтесь вопросом влюбили бы вы человека в себя при помощи манипуляций, зная, что это делается против его воли и сам он этого не хочет? В случае возникновения мысли о порче или мести, подумайте стали бы вы искать человека для нанесения каких-то тяжких телесных повреждений своему врагу? И, например, стали бы вы преждевременно обращаться к целителю пока вы не перепробовали все доступные вам средства медицины? Стали бы следить за своими любимыми (женой/мужем) при помощи частного детектива, если хотите узнать магически, верен ли вам ваш партнер?

Поэтому можно было бы сказать “не позволяйте общественному сознанию заглушить голос своего сердца!”. Однако это было бы уместно, если бы эта статья не писалась для людей, которые интересуются эзотерикой и хотят попробовать ее методы для своего личного развития. Настоящая эзотерика и настоящая магия – это не место для лозунгов и “общественного мнения”. Да, для вас может быть громким и проверенным временем голос вашего учителя или некоторого важного вам авторитета. Но последний голос – всегда ваш. Помимо общих культурных, антропологических и психологических моделей, которые описывают, как на нас влияет общество и “то, что в нем принято”, есть какое-то количество дисциплин, которые вполне научно или околонаучно изучают лингвистические паттерны, которые убедительно влияют на наше сознание. Постарайтесь не пренебрегать в их изучении и не переусердствовать в их применении: самое простое – это когнитивные искажения (из когнитивной психологии) и в более популярном вариантом (но нуждающемся в более тщательном вычитывании) различные НЛП-техники, мета-программы Холла. Или методы качественного анализ, как, например, контент-анализ и дискурс-анализ. Благодаря этой базе, вы сможете иначе смотреть на утверждения вроде “это грех”.

Потому что как раз осведомленность в вышеперечисленном, например, контент-анализе позволила бы проанализировать сам источник информации через такие вопросы:
Кто сказал что это грех?
Зачем сказал в данный момент именно мне?
Чего хочет этот человек от меня на самом деле?
Чего он боится?

Лучшее понимание значения культурной обусловленности, позволило бы задать самому себе вопросы для анализа культурного контекста, в котором это происходит:
В какой традиции это грех?
Почему отлично работают другие традиции, где это вообще не является грехом?

Если вы лучше понимаете на каких основаниях строятся манипуляции, вы можете задать самом себе следующие вопросы:
Почему я должен слушать эту традицию?
Что я получу, если буду ей следовать?
Что она получит, если я буду ей следовать?
Есть ли у нас какая-то вторичная выгода?

Thoth 002

И т.д., и т.д., и это не софистика, а попытка разобраться в наличие у вас убеждения, которое делает вам больно, или дискомфортно, или останавливает вас на пути вашего духовного развития. Если вы посмотрите на него хотя бы через призму этих вопросов (или найти свои, еще более корректные, точные и подходящие именно к вашей ситуации), вы сможете уже совершенно иначе договориться с самим собой и не дать себя запутать некоторой терминологии, которая не несет целью сделать вас более счастливым и свободным.

Пусть это у вас сработает. И вы сами будете решать, как далеко продлевается ваша осознанность и личное мнение, а в какой области жизни вам достаточно общественного и универсального.

 © Александра Собер

Поделиться с друзьями