Эзотерические и психологические типологии

Чем умнее человек, тем больше он видит различий между людьми, для человека заурядного — все люди на одно лицо. (с) Блез Паскаль

Без каких-то долгих прелюдий хочется написать текст в защиту типологий. Личная свобода, своя система ценностей, собственная уникальность – давно защищенные институты. Что ни делай, куда человека не типируй, все равно скажет: “Это слишком узко и примитивно, я широк и необъятен и представляю из себя большее, что не только сам о себе думаю, но и больше, чем вы обо мне думаете”. А потом встанет на свой духовный путь и уйдет гордо по жёлтому кирпичу. И примерно так же выглядит путь к отступлению от этого текста и его тезисов. :-)  А после того как стало понятно, насколько легко из этого выйти, давайте я попробую объяснить, что может быть полезного, интересного и приятного для практика в том, чтобы в эту кроличью нору войти и посмотреть насколько она широка и глубока.

Решим, для начала, что я подразумеваю под типологией. Вики нам любезно предлагает это определение, и на нем, как максимально общем и исчерпывающем, мы можем остановиться:

Типология — классификация по существенным признакам. Основывается на понятии типа как единицы расчленения изучаемой реальности, конкретной идеальной модели объектов, развивающихся во времени.

И так как нас в основном интересует способ систематизировать человеческие качества, то типологии бывают психологическими (личностные качества) и эзотерическими (сущностные качества).

Психологическая типологии – классификации людей на основе психологических характеристик или классификация психических свойств, черт, комплексов и т. п.

Психологические бывают научные, психотерапевтические и вульгарные и описывают особенности личности, характера, поведения человека – то, что можно понаблюдать снаружи и то, что человек сам о себе может сказать. Научная типология, например, может определить ваш уровень стресса, или стратегии совладания с ним, рациональность – иррациональность, интровертность – экстравертность, акцентуации личности, словом все, что вы можете легко найти в учебниках “Дифференциальная психология”, “Психодиагностика” и “Теория личности”.

Психотерапевтические будут на языке выбранного вами направления психотерапии, описывать в динамике процесс того, что с вами происходит, исходя из принятых в ее рамках представлений о здоровье. В психоанализе это будет отказ от неконструктивных защитных механизмов эго и выработка адекватных; в когнитивной терапии: выбор адаптивных стратегий и устранение когнитивных нарушений; в клиент-центрированной терапии: например, возможность договориться между Я-реальным и Я-идеальным; в гештальт-терапии: проживание ситуаций такими какие они есть здесь и сейчас. (Пусть простят меня представители упомянутых направлений за столь поверхностный взгляд. Я знаю, что все намного шире, а это всего лишь пример того, что может быть)

Психотерапевтические не внесены в научные по двум причинам:

1. открытия в практике психотерапевтической работы не сразу становятся научным достоянием;

2. для конкретного человека нет предсказуемого пути, есть только тенденции, поэтому нельзя сказать, не зная вас, какое направление терапии вам подойдет безотносительно к терапевту или наоборот.

Вульгарные (надо упомянуть, но их я вообще не имею ввиду) – это тесты в глянцевых журналах по типу “Узнайте, какой вы борщ?” – наименее достоверный источник типологий, так что к нему мы не будем возвращаться.


Вот например, чудесная околопсихологическая типология, к которой я хорошо отношусь 16 личностей – если вы будете честно отвечать на все эти вопросы, то скорее тип будет либо очень сильно похож на вас, либо даст вам описание, которым вы скорее всего “хотите быть”.

96f78-bef4ca2fb2fa0ee0793ea89f46095245

Эзотерическая типология – классификации людей на основе эзотерических характеристик или классификация психических свойств, черт, комплексов через призму эзотерической модели и специальной терминологии и т. п.

Эзотерические типологии отличает то, что их источники, как правило, никак научно не обоснованы, хотя есть определенные институты практиков (школы), которые доказали эффективность работы с ними. Их можно условно разделить на инструментальные: для получения типа в которых, вам нужно провзаимодействовать с чем-то (с некоторым инструментом: таро, волшебная палочка) или иметь какую-то критичную вводную информацию (например, дату и место рождения для составления натальной карты); и неинструментальные – для которых нужен только специалист со своими знаниями, опытом и видением, который может посмотреть и сказать, что в прошлой жизни вы были, например, гномом.

Эзотерические типологии говорят достаточно пространным языком по причине того, что как правило, пытаются описать вашу “сущностную архитектуру” – не ту совокупность навыков, которой вы обладаете или можете обладать, не поведения, а как, предположительно, устроены ваши ценности, и что, в глубине своей Души вы бы хотели на самом деле делать и чему соучаствовать в мире. Это может соответствовать некоторым психологически качествам и свойствам характера, но для данных типологий они являются следствием. Естественно, слабым местом всех эзотерических типологий (хотя и по эзотерику в целом можно это сказать), что для того, чтобы ими пользоваться и их проверять – в них надо поверить. И сами люди, которые с этим работают, предпочитают концептуализировать это как “вы должны выслушать свой профиль, тип, цвет, карту, номер в тентуре, сексуальную ориентацию в созвездии Козерога только в исполнении нашего сертифицированного инструктора-чтеца-координатора-полубога, иначе вульгарная интернет-интерпретация не даст вам полноты картины и обесценит великое знание”. Ну, некоторые типологии в этом прямо-таки не нуждаются, а некоторые и правда настолько сложные, что человек, который всё правильно объяснит и интерпретирует – действительно нужен. К тому же, замечено важное. Присутствие специалиста и 100-200 долларов (иногда даже меньше) за консультацию легко помогают поверить в происходящее и в эффективность предлагаемого метода развития. Вот без шуток: благодаря этому вы можете оказаться с мире, в мировоззрении и системе координат, как правило проработанного в этой системе человека, где все описываемое – работает на самом деле. Стоимость приема – это уже не оплата услуги как утюга, а покупка билета в другой мир. (Эдакая возможность не Австрию посетить, а Нарнию).

Например: Есть такая очень безумная эклектика из чакр, «и-цзыня», каналов, астрологии и чертовой матери, на мой взгляд, с убогой технологии проработки личности (ее отсутствием, точнее), но совершенно прекрасными, а главное, пока доступными в сети текстами. И ценна она невероятным количеством описаний с детализацией всех аспектов типов и наличием форумов, где люди общаются – и это Дизайн Человека :-) (Честно говоря, источников очень много и их лучше гуглить, но это в этом была какая-то значимая часть информации сразу.)

d57ee-b4b29df94da6_01

Если психологические типологии будут описывать повторяющиеся черты – и это нормально, что они вас не опишут, потому что оные говорят на языке статистики, а не отдельных личностей; то эзотерические описывают “всего дракона целиком со всеми сиддхами, включенными в комплектацию” и при описании ощущение такое, что лапы есть, а крыльев нет – это связано с тем, что они очень рассчитаны на “вырост”. И нельзя сказать, что одни лучше других, потому что они решают разные задачи. К тому же – в каждой группе есть такая несусветная дурь и ересь, что не хочется лишний раз обобщать “не глядя”. Но описанные тенденции просто существуют.

А теперь о том, какую пользу приносят типологии человеку, который в них разбирается, а какие-то даже хорошо знает:

1. Увеличение системы категорий. Главное достоинство типологий, что вопреки обвинению их в узости, они увеличивают количество категорий нашего сознания в области личностных  и сущностных черт, многообразия их проявлений и динамики их развития. Внутри типологий представлено, как правило, несколько (или очень много) качеств типирования. Это необходимо для того, чтобы описывать себя и свое поведение в мире больше, чем одной сентенцией. Если на вопрос – “почему у меня чего-нибудь (идеальной попы или небесно-голубого Лексуса) нет?”, вам приходит в голову “потому что недостаточно захотел” или “потому что не взял на себя ответственно за выполнение” – это не описание конкретно вашей ситуации. Это общая фраза, связанная с определенными ценностными установками, касающимися ответственности и целеполагания. И там только две категории “хотел – не хотел”, “ответственный – безответственный”, и это нельзя приложить к каждой ситуации. Если у вас более широкая система категорий описания себя, вы можете понять, что вы не тот человек, который будет выстраивать свою самооценку и мотивацию в зависимости от наличия или отсутствия идеальной попы, а так же не хочет общаться с людьми и быть признанным тем, где попо-лексусы являются основными мерилами успешности. Или у вас другие цели, например, строительство дома и получение образования.

2. Оценка своей эффективности и продуктивности движения. Можно просто как-то непрерывно развиваться в том, что любишь. И если бы это было так просто, то все бы, наверное, так и делали, да? Но некоторая типология может переложить вам свою систему “добра и зла”, по которой вы можете оценить, например, насколько у вас проявлено то или иное качество для достижения того, чего вы хотите (и иногда даже предложить что-то для его проработки). Типа, “во мне есть страх сдохнуть от безденежья, который свойственен людям аж на три уровня развития ниже моего. Следовательно – не следую принципам своего уровня. Следовательно – надо как-то избавляться. Например, попробовать пожить на 1000 рублей в неделю и обзвонить всех друзей на предмет дать кровать и место в душе. Итого – с голоду не умер и мир не без добрых людей, значит три месяца поработать на любимой низкооплачиваемой работе набираясь опыта совершенно не смертельно и стоит того, чтобы начать. «Все еще сыкотно» – уровень не пройдет.”

3. Оценка других людей. Смотри пункт 2, но с применением к ближнему своему. “О, моя одноклассница опять выложила свою попу в инстаграме, гриву в фейсбуке, копыта в контакте, набрала 100 лайков – как завышено у этой несчастной чувство собственной важности! Как жаждет она одобрения! Как зависима она от толпы с своей примитивной социальной группы! То ли дело я, духовная личность с моими фотками ретрита и утреннего занятия по йоге!”. А если серьезно – то у нас появляется возможность увидеть другого, найти язык описания его, и в этом наблюдать качества личности совершенно нам не свойственные, и тем самым вербализировать многообразие мира в других людях. Видеть, что, например, людям с особым складом личности-сущности, могут быть свойственно и легко подходить стратегии, которые совершенно не ваши, но долго вам пропагандировались как эффективные. А тут целый Другой Живой Человек и даже может этим пользоваться! И жив! И счастлив! А у вас свое, и просто другое, но с тем же эффектом)

4. Оценка мастеров. Интересно через призму типологий смотреть на реализовавшихся мастеров. Потому что, с одной стороны, это, конечно, проявленные определенные личностные черты, с другой – высокий уровень их проработанности. И все вместе – просто 50 оттенков целостности. Если нет языка для того, чтобы это ощущение схватить, то часто оно может затереться. И тем более это обидно, когда это человек не того направления, где вы совершенствуетесь, а просто реализованный в своей профессии теоретик и практик, но по-своему невероятный и интересный. И намного не лучше… скорее эффективней будет запомнить его не в восторженном “такой крутой чувак, просто крышу сносит”, а в куче слов типа “эмоционально открытый”, “эмпатичный”, “хорош развиты вишудховые структуры”, “отрытая поза”, “высокая интертекстуальность речи”, “интроверт”, “сочетание стихий земли и воздуха” и пр. пр. И если вы находите что-то близкое вам, имеете типологию и видите мастера, вы можете иметь опыт наблюдения и переживания как какое-нибудь качество выглядит в одной из самых высоких точек своего развития.

5. Спокойно относиться к описаниям и оценкам себя. И вот тут надо заметить, что я не защищаю одну конкретную типологию (в блоге я скорее буду описывать разные). Я за многие, за несколько эффективных и адекватных, даже если они противоречат друг другу, или противоположно описывают одно и то же, хотя чаще – просто дополняют и находятся на очень разных этажах. Типология – это не только расширение своего вербального словаря – если она эзотерическая – это может быть целая библиотека ощущений, мировоззрений, “видений”. И главное, чем больше их появляется, тем больше возможностей осмотреть себя с такого количества непредсказуемых сторон, что вряд ли появится кто-то, кто сможет сказать что-то сколь угодно оскорбительное или деструктивное и как-то нарушающее “центральные слои” вашей личности-сущности. И дело даже не в защите своего инфантилизма, а как минимум в том, что вы можете лучше начать понимать из каких предпосылок, например, исходил ваш собеседник и какими линейками он сам себя мерит. Можно сказать, что и без типологий это можно понять. Нельзя. Потому что любое сравнение подразумевает шкалу оценки, а знать какую – просто способ осознанно принять ее и иметь возможность расширить. А уже после этого решать, соглашаться с этой “критикой” / “конструктивной обратной связью” или нет. И уж если не соглашаться, то не просто отмахнувшись, а шагнув на свой широкий, чудесный и совершенно уникальный Путь, (расправив эмоциональную зрелость и перепончатые крылья), и пойти, не оглядываясь, по дороге из желтого кирпича.

© Александра Собер

Поделиться с друзьями