Почему к колоде такая маленькая книжечка?

Для меня как для человека, который занимающегося Таро последние несколько лет и является преподавателем, фраза в отзывах к колоде “почему такая маленькая книжечка (неточная книжечка, бесполезная и пр.)”, а также “почему книжечки нет?!” является очень хорошей шуткой, а не поводом для негодования и сочувствия.

Однако драма есть и давайте я о ней расскажу)

Некоторые люди, в основном это всё-таки новички, выбирающие себе свою первую колоду – часто бывают возмущены-удивлены-шокированы тем, что они покупают себе инструмент для гадания, а то, что они считают ИНСТРУКЦИЕЙ к нему – либо короткое и неинформативное, либо отсутсвует вообще. Эта инструкция, кстати, называется на профессиональном языке МБК – маленькая белая книжечка. Давайте я её дальше буду так называть)

На самом деле ситуация более простая.

МБК – это не инструкция к колоде. Это такая шутка, которая просто показывает вам – какую систему интерпретаций привнес автор. Или какой следует. По МБК не учатся Таро. Можете купить колоду и сжечь МБК после прочтения)Учитывая, как много колод, давайте я объясню, на что в плане наличия “мбк” надо обращать внимание. И где тогда искать информацию, если МБК не инструкция.

Все существующее множество колод можно поделить на несколько групп по наличию к ним МБК.

1. Классические колоды – к классическим колодам НЕ НУЖНА ИНТРУКЦИЯ и МБК! По классическим колодам типа Кроули, Уэйта, Папюса и Марсельским существует 100500 книг на русском и других языках. Вместо того, чтобы пялиться в описание размером с ладонь, проще купить или скачать одну из этих 1000 книг. А лучше 10, если собираетесь осваивать всё самостоятельно) Поэтому покупая любое таро Уэйта вам не надо переживать, что там нет МБК, главное, чтобы карты на месте были)

2. Авторские колоды – колоды, часто перекликающиеся с классическими школами, но имеющие свою разницу в интерпретации, свои методы работы/зарядки/расклады и пр. или они полностью самодостаточны, но это 78 карт, деление на Старшие Арканы, и деление младших на 4 стихии и двор. А ГЛАВНОЕ – за ними есть ЛОГИКА и СИСТЕМА ЗНАНИЙ. Почти всегда они имеют тоненькую МБК и два варианта “развернутого обучения”. Либо есть полноценная книга, которая либо входит в комплект, либо покупается отдельно; либо есть полноценное обучение в рамках этой авторской школы, и поэтому дальше “МБК” колода не предусматривает”. Иногда может быть и то, и другое – но существенно реже. Первым вариантом является, например, “Дикое неизведанное Таро”, “Таро Книга Теней – Том 1”, “Мэри-Эль Таро”; а вторым – “Таро Теней” Скляровой, “Таро 12 Лучей”. Или, например, “Магическое русское Таро” Бориса Моносова долгое время было “для своих”, но сейчас сделали новое публичное недорогое переиздание с книжкой.

3. Популярные (в т.ч. хорошо продающиеся) колоды – есть такой подвид колоды, которые просто уже успели прославиться, долго на рынке и некоторые тарологи написали по ним книги. Автор колоды мог иметь ввиду, что угодно, но у него уже появились благодарные интерпретаторы, которые написали книги и создали курсы. МБК может быть, но она несущественная, потому что “авторский взгляд” не всегда существует, зато есть КНИГИ. Такую судьбу постигло, например, таро “Манара”, “78 дверей”, «Таро Некрономикон» или “Языческое Таро”.

4. Колоды по сути похожие на классические – колоды, которые являются некоторой вольной интерпретацией на 1 пункт. Они как бы похожи по символике, но как бы где-то делают шаг в право-лево. Поэтому фактически – вам не надо учить “новую систему”. Вам надо купив эту колоду обратиться к классической литературе по системе, на основе которой она сделана. В 90% случаев это система Райдера-Уэйта из-за прорисованных младших арканов. К таким колодам, например, относятся “Таро Белых Кошек”, «Таро Иллюминатов», «Таро Счастливой Звезды», или чуть дальше “Таро Царство Фэнтези”. (Или «Египетское Таро», «Таро Эзотерическое» для французской системы). У них могут быть свои полезные МБК, но легче всего вам их будет читать и прорабатывать, зная эту старую добрую классику.

5. Колоды, фантазирующие на тему классических – здесь интересно. Выглядит это иногда как черт знает что, но при этом суть значений всё тот же пункт 1 – просто интерпретации ещё более вольные, часть изображений ровно «по смыслу», часть «фантазия на тему». И да, нам по-прежнему нужна классика, но МБК просто показывает направление мысли автора и интерпретирует «отступления от канона». Часто для работы с такими колодами знание классической системы крайне желательно, иначе вообще не понятно, над чем автор шутит и куда «отступает». Примером таких колод являются “Зомби Таро” и “Таро Книга Теней – том 2”, “Таро союз Богинь”, “Таро Последствий”, “Таро До Того”, «Таро пламени», «Таро языческих кошек», «Таро Атлантов».

6. Колоды высокохудожественные БЕЗ КНИГИ – вот тут плачьте. Это колоды, которые могут быть похожи на всё, что угодно, но все равно расходиться с классикой очень далеко в лес и не по дрова, а за раками, и не имеют толстой книжки, написаной заботливым о вас человеком. МБК не помогает. Потому что поверхностно и у этого Таро нет СИСТЕМЫ. Т.е. некоторых значений и ситуаций Таро не описывается ВООБЩЕ и является узкоспециализированным. Например, как ни странно одно из древних таро, так и на ставших классикой “Сола Буска”. Или, например, в “Таро Ведьм” – Старшие Арканы хоть какая-то проуэйтавская импровизация, а младшие – чистый оракул, вообще не понятно, как связаны кроме внутреннего сюжета, хотя колода славная и наверняка её можно интересно проработать. Но по сути – почти оракул. (Может быть книга есть, но пока я писала статью – не нашла). (На самом деле найти Таро у которого бы не было КНИГИ, и чтобы это не была калька с Уэйта или просто оракул – оказалось непросто – предлагайте варианты в комментариях, куда можно, добавлю).

Что я бы рекомендовала в связи с этим – просто проверьте есть ли к Таро, которое вам нравится, толстая книжка, которую вы можете купить и написанная на доступном вам языке (по новым и красивым колодам часто есть англоязычные книги).

Если всего этого нет, и вы хотите именно какую-то конкретную колоду – будьте готовы к тому, чтобы лично и долго и её прорабатывать самостоятельно.

Надеюсь всех, кто хочет начать своё знакомство с Таро это как-то сориентирует и вдохновит не бояться отсутствия “маленьких белых книжечек” и изучать БОЛЬШИЕ И ТОЛСТЫЕ ГРИМУАРЫ)

© Александра Собер

Поделиться с друзьями